Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, участие в праздниках природы).

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города).

Обязательным компонентом всей работы является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Все вместе, воспитатели, дети и родители, ведут работу по озеленению территории детского сада : «Посади дерево», "Мой зеленый двор", "Сад памяти", «Встречаем весну», «Всероссийский субботник», участие в городской акции «Сохраним лес – 2020»,Единый день посадки деревьев.

Это даёт ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Так в нашем дошкольном учреждении оюорудован кабинет по экологическому воспитанию «Зеленая комната» для формирования целостной картины мира, расширение кругозора; для подготовки детей от 2 до 7 лет к обучению основам экологии, природопользования; формированию у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины.

В целях сохранения исторического наследия и преемственности поколений, формирования уважения к военной истории России, воспитания патриотизма и чувства гордости за подвиги нашего народа в Великой Отечественной войне, коллектив педагогов и воспитанники детского сада приняли участие в ряде мероприятий, посвященных 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. В рамках празднования 75-ой годовщины Победы проходили всероссийские, региональные, муниципальные конкурсы, выставки, акции, флэшмобы. Неоценим вклад педагогов, воспитанников и родительской общественности в подготовке к этим мероприятия в условиях самоизоляции.

Реализация современной системы образования невозможна без знаний традиций. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств к малой Родине.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых - центров краеведения, где бы дети могли ежедневно, в условиях свободного доступа, пополнять знания о родном крае.

В детском саду 41, в каждой группе, имеется уголки патриотического воспитания (краеведения). С учетом возрастных особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала: Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «Мой край»; «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», «Архитектура»; карта и символика Кемеровской области-Кузбасса и города Киселевска; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края, подборка стихотворений поэтов Кузбасса о Киселевске и Кемеровской области; коллекции семян, камней, гербарий «Лекарственные растения нашего края»; Элементом игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Собери герб и флаг», «Кто найдет дорогу к детскому саду», «7 чудес Кузбасса» и др.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций, проведение познавательных и дидактических игр с детьми, отгадывание загадок, разучивание стихотворений, знакомство с символикой, с географическими, природными особенностями родного края, с профессиями, с растительным и животным миром.           

Воспитанники группы "Золотые рыбки" совместно с воспитателями подготовили видеофильм "Кузбасс - это каждый из нас!", приобщенный к 300 - летию Кузбасса.

 

    В рамках реализации мероприятий, приуроченных к празднованию 300-летия Кузбасса, в учреждении состоялась интеллектуальная игра «Клуб знатоков - Кузбасс 300 – мой край родной» с воспитанниками старшей  группы компенсирующей направленности «Дельфинчики – Непоседы», посвященных знакомству с историей родного края.

     Всё было по-настоящему, по-взрослому: волчок, вопросы, размышление, обсуждение и ответы, секретный кейс. Задания были разной сложности и разной тематики: на знание символики Кузбасса, природных особенностей родного края, профессий, знание природы животного и растительного мира.

     Дети показали, как они могут работать в команде, какие они выдержанные, как умеют обосновывать свои ответы, доказывать свое мнение.

Все участники игры и зрители (на мероприятии присутствовали члены педагогического коллектива детского сада 41) получили  массу положительных эмоций.

Растительный мир Кузбасса

Животный мир Кузбасса

В рамках реализации проектов, приобщенных к 85-й годовщине города Киселевска, прошло открытое занятие «Мой любимый город!» В котором воспитанники группы компенсирующей направленности «Дельфинчики – Непоседы», совершили виртуальное путешествие по городу Киселёвску.

Интересным, познавательным и увлекательным получилось виртуальное путешествие - дети в доступной форме познакомились с историей возникновения города, увидели каким город был раньше и каким город стал сейчас. Прошлись по памятным местам города и сами рассказали о достопримечательностях его достопримечательностях.

 

Знакомство детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать импульс духовному возрождению народа. Приобщать детей к русским традициям, к родной культуре, помогают праздничные развлечения «Масленица», «Встреча весны». В детском саду, на доступном уровне,  детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству,  уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.06.2014г. №448. "О праздновании 800 - летия со дня рождения князя Александра Невского" воспитанники группы «Золотые рыбки» совершили экскурсию в Храм, имени князя Александра Невского, расположенного в районе п.Ускат и подготовили проект, посвященный 800 - летию со дня рождения великого князя, Александра Невского

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. 

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы. В нашем детском саду проходят такие мероприятия, как: "Веселый старты", "Малые олимпийские игры", "Юные защитники", "День Космонавтики", "День Победы", "День России и многие другие. Эти мероприятия являются традиционными в детском саду. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических, спортивно - развлекательных мероприятиях знания, позволяют подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

В рамках 300- летия Кузбасса воспитанники детского сада приняли участие и стали победителями в муниципальном этапе Кузбасской дошкольной лиги спорта «Весёлые старты», подготовили творческий танцевальный номер.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни о своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания

Систематическая работа по изучению родного края позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточный запас знаний и сформировать патриотические чувства, основанные на духовных ценностях, которые рождены веками длительного исторического пути нашего народа.

На этом наша работа по формированию патриотических качеств на основе ознакомления детей с родным городом и краем, с его традициями, историей, достопримечательностями, не заканчивается. Впереди у нас ещё много интересных и познавательных мероприятий.

2022 год в России объявлен "Годом народного искусства и культурного наследия". 

⁠Тема: Эколого-краеведческая работа

и её значение для патриотического воспитания дошкольников 

(Моя Кемеровская область -Кузбасс)


     

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Сегодня возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого применяются различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, викторины.

 

Система работы по патриотическому воспитанию в нашем саду включает несколько основных направлений: экологическое, историко-краеведческое, эстетическое, культурное, физическое и трудовое.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Киселевского городского округа 
детский сад № 41 комбинированного вида